В тотальной борьбе с допингом, ставящей под сомнение целые виды спорта (например, тяжелую атлетику, где в свое время из-за тотальных разоблачений целых сборных пришлось отменять все рекорды мира и составлять новые весовые категории) появилась новая «фишка». Теперь под подозрение попадают не только действующие атлеты, но и те, кто уже завершил выступления. Причем не рядовые, а «живые легенды».
Первый такой скандал разразился в прошлом году, после ухода из большого спорта величайшего велогонщика-шоссейника всех времен американца Лэнса Армстронга - единственного, кто семь раз в карьере выигрывал самую престижную велогонку среди профессионалов «Тур де Франс». Да к тому же еще ухитрившегося вернуться в спорт и побеждать после онкологического заболевания. Бывший коллега Армстронга по велогруппе «Ю.Эс Постал» Фрэнки Эндрю публично признался, что применял запрещенный препарат эритропоетин. На основании этих признаний в употреблении допинга стали обвинять и Армстронга, однако он все обвинения отверг, и пока дальнейшего хода история не получила. По крайней мере, пересматривать победы Лэнса в «Тур де Франс» задним числом никто не собирается, а его репутация в спорте пока осталась незыблемой. Но на горизонте замаячила новая потенциальная жертва - пятикратный олимпийский чемпион по плаванию австралиец Ян Торп.
24-летний пловец по кличке Торпеда, уже закончивший свою карьеру или, по крайней мере, приостановивший ее на неопределенное время, вынужден был созвать специальную пресс-конференцию, чтобы попытаться доказать, что не употреблял запрещенных препаратов. Ранее Торп прошел проверку на допинг, которая показала повышенное содержание гормонов естественного происхождения в его крови. На пресс-конференции великий пловец сказал: «Я был в шоке и просто не знал, что делать, как реагировать. Я вообще ничего не понимал... Возможно, такова доля олимпийских чемпионов. Результат проверки бросает тень на все мои медали и регалии. В глазах людей мои достижения теряют в весе».И добавил: «Я всегда был честен. Мне нужно посовещаться со своим лечащим врачом и посмотреть, какие препараты я принимал в тот период - возможно, именно в них все дело».
Попытка поставить гений под сомнение характерна отнюдь не только для спорта. Например, до сих пор не прекращаются споры литературоведов, существовал ли на самом деле драматург Уильям Шекспир или то была великая литературная мистификация. Но в спорте эта проблема приобретает характер, качественно опасный для самой его природы. В литературе, музыке и живописи все равно невозможно по адекватным критериям расставить участников по ранжиру, определить «тройку призеров». Поэтому, скажем, обвинения какого-то одного крупного писателя или композитора в плагиате не ставят под угрозу саму литературу и музыку. Опять же, если вдруг достоверно выяснится, что гениальные драмы, комедии и сонеты Шекспира написал вовсе не Шекспир, эти произведения никуда не денутся и не утратят своего качества. А в спорте любые подозрения в отношении личностей масштаба Торпа или Армстронга приводят к инфляции рекордов в целых дисциплинах и самих этих дисциплин.
Судите сами. Велогонщики, в чьем виде спорта нагрузки действительно запредельные, попадаются на допинге постоянно. Значит, вполне мог принимать запрещенные препараты и Лэнс Армстронг, пусть и не попался во время карьеры. А если он принимал или мог принимать такие препараты, вроде как и семь побед на «Тур де Франс» теряют ореол спортивного подвига. Та же история с пловцом Яном Торпом. Результаты у него действительно были феноменальные - естественно, велико искушение объявить бесчисленные победы Торпа в мировых чемпионатах, пять золотых олимпийских медалей, обилие мировых рекордов следствием ловких фармакологических штучек.
Проблема в том, что все эти домыслы и обвинения не имеют ничего общего даже с принципами «фэйр плей», за которые ратуют борцы с допингом. В мире спорта все прекрасно знают, какими препаратами и для чего пичкают спортсменов, как снимают внезапную простуду или пищевое отравление. Короче говоря, при большом желании борцы с допингом могут без большого риска ошибиться сказать, что в некоторых видах спорта запрещенные препараты принимают все. Только не все попадаются. Но побеждают-то все равно избранные. Причем случайно выиграть пять золотых медалей на Олимпиаде или семь велогонок «Тур де Франс» невозможно. Как невозможно сделать это и при помощи любого из препаратов, входящих в официальный список запрещенных.
Семен Новопрудский
http://www.vremya.ru/2007/56/11/175237.html